«Русскому человеку в высшей степени свойственен возвышенный образ мыслей, но скажите, почему в жизни он хватает так невысоко?» А.П. Чехов. Изучению и обсуждению бессметного произведения Чехова «Три сестры» была посвящена очередная встреча литературного клуба сообщества «Движение вверх», состоявшаяся в уютном гостеприимном зале Национальной библиотеки Республики Коми. Тоска по счастью, тоска по труду, тоска от одиночества, тоска от отсутствия смысла жизни, предчувствие бури, которая изменит этот покрытый пылью жизненный уклад. Одновременно с этим единственной действующей силой в этой тухлой реальности является мещанство, которое в пьесе воплощено в образе Наташи. Влекомая своими мещанскими инстинктами Наташа, которую в первом действии не принимают и критикуют ее манеру одеваться, в четвёртом действии становится полновластной хозяйкой: принимает решения срубить деревья возле дома и посадить на их месте цветочки. Андрей, муж Наташи, ставший жертвой мещанской диктатуры и вынужденный отказаться от «журавля» мечты своей жизни стать столичным профессором в пользу предписанной Наташей «синицы» быть членом городской управы в уездном городе N, говорит: «Город наш существует уже двести лет, в нем сто тысяч жителей, и ни одного, который не был бы похож на других, ни одного подвижника ни в прошлом, ни в настоящем, ни одного ученого, ни одного художника, ни мало-мальски заметного человека, который возбуждал бы зависть или страстное желание подражать ему.» Именно к такому подвижничеству нас призывает Чехов, обличая это тухлое бытие и предостерегая от мещанства. Особенно ярко выражена эта его позиция в статье, посвящённой смерти знаменитого учёного и путешественника Пржевальского. Чехов пишет: «В наше больное время, когда европейскими обществами обуяли лень, скука жизни и неверие, когда всюду в странной взаимной комбинации царят нелюбовь к жизни и страх смерти, когда даже лучшие люди сидят сложа руки, оправдывая свою лень и свой разврат отсутствием определенной цели в жизни, подвижники нужны, как солнце.» Ситуация тухлой реальности, отраженной в пьесе «Три сёстры» вполне соотносится с нашим потребительским и блудливым бытием последних нескольких десятков лет. Перед нами стоит колоссальная задача смены парадигмы, изменение всей ткани этой реальности на принципиально иную, стремящуюся, восходящую, в высшем смысле мобилизованную. Наша классическая русская литература будет нам верной опорой в этом сложнейшем деле. Настала пора вспоминать классику. А вы помните имена трёх сестёр Чехова? Напишите в комментариях. #движениевверх11 #культпросвет11

Теги других блогов: Чехов мещанство Три сестры